Историко-мемориальная работа

120 лет со дня рождения авиаконструктора С. Лавочкина отметили в Российском центре науки и культуры в Ташкенте

Compressed file

11 сентября 2020 года в Российском центре науки и культуры в Ташкенте состоялась онлайн-конференция, посвящённая выдающемуся советскому авиаконструктору, генерал-майору инженерно-авиационной службы, член-корреспонденту Академии наук СССР, дважды Герою Социалистического Труда, четырежды лауреату Сталинской премии Семену Алексеевичу Лавочкину.

В мероприятии приняли участие руководитель представительства Россотрудничества в Узбекистане Михаил Вождаев, полковник, военный лётчик, обладатель звания «военный лётчик-снайпер», председатель Комитета ветеранов войск ПВО и ВВС Узбекистана Александр Харламов, военный лётчик 1-го класса, мастер спорта, инструктор парашютно-десантной подготовки Рустем Рустемов, полковник Олег Овчинников, член-корреспондент Российской Академии педагогических наук Давлятбек Сагдуллаев, ст. науч. сотр. Института истории АН Республики Узбекистан, канд. филос. наук Равшан Назаров, заместитель зав. кафедрой Национального университета Узбекистана Софья Габриэльян, руководитель Исторического клуба при Российском центре науки и культуры в Ташкенте, и. о. председателя КСОРС в Узбекистане Василий Костецкий, преподаватели истории учебных заведений Ташкента, активисты культурных центров Узбекистана.

Открывая заседание круглого стола, Михаил Вождаев отметил, что когда мы говорим о заслугах победителей в Великой Отечественной войне, мы вспоминаем и тех, кто стоял у истоков Великой победы. Один из тех, кто внес ощутимый вклад в историю непобедимой советской авиации, является конструктор самолетов – Семен Лавочкин. Появление на фронте Ла-5 позволило советским летчикам сражаться с гитлеровцами на равных. Ла-7 многие специалисты считают лучшим истребителем Великой Отечественной войны. Многие советские летчики-асы получили звезды Героя, сражаясь на самолетах серии «Ла».

Александр Харламов остановился на биографии Семена Алексеевича Лавочкина, подчеркнув, что только в 1942 году на Ла-5 было совершено 109 боевых полетов, проведено 58 боев в воздухе, сбито 10 вражеских самолетов. Для командования фашистской Германии появление данной модели стало самым неприятным сюрпризом за всю войну. Ла-5 также активно применялся советскими войсками вплоть до середины 1943 года, после чего последовательно был заменен на Ла-5Ф, затем на Ла-5ФН и в дальнейшем на Ла-7. Однако, несколько самолетов серии Ла-5 были задействованы вплоть до 1944 года. Всего за годы Великой Отечественной войны с конвейеров авиационных заводов сошло 22,5 тысячи истребителей конструкции Лавочкина.

Рустем Рустемов в своём выступлении подчеркнул, что именно на самолётах Лавочкина сбил семь машин врага легендарный Алексей Маресьев, вернувшийся в строй после ампутации голеней ног. Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб, уничтоживший за годы войны 62 самолета противника, все свои боевые вылеты совершил на самолетах Ла-5 и Ла-7.

Об истребителе ЛаГГ-3 рассказала Татьяна Багдасарова, подчеркнув, что С.А. Лавочкин, Гудков и Горбунов создали самолет с мощным вооружением, основой конструкции которого было массовое использование бакелитовой фанеры – дельта древесины. Новый самолет принял участие в первомайском воздушном параде 1940 года, после чего его запустили в массовое производство на всех авиационных заводах страны.

Завершая разговор о знаменитом авиаконструкторе, Василий Костецкий обратил внимание участников на стиль работы Семена Алексеевича: уже будучи знаменитым, он предлагал не восторгаться его идеями, а критиковать их и предлагать свои идеи. В результате такого «мозгового штурма» и рождались знаменитые ЛаГГи. Это хороший пример для современников в любой отрасли знаний.

Compressed file
Compressed file
Compressed file
Compressed file
Compressed file
Compressed file
Compressed file
Compressed file