Культура

Георгий Данелия – мастер иронической грусти, к 90-летию со дня рождения

Compressed file

25 августа 1930 года в Тбилиси родился один из самых знаменитых мастеров комедийного жанра, создатель не только незабываемых кинопортретов, но и целой галактики Кин-дза-дза – Георгий Данелия.

Детство будущего режиссера, сценариста, писателя прошло в Москве, куда в 1931 году переехали его родители. Окончив школу, Данелия поступил в Московский архитектурный институт, который благополучно окончил в 1954 году. По его собственному признанию, с детских лет его влекло  кино, поэтому в 1956 году он поступает на Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Союзе кинематографистов, где его учителями были такие всемирно известные мастера кино как Михаил Ромм, Сергей Юткевич, Михаил Калатозов.

Знания, полученные в архитектурном институте, нашли отражение в режиссуре: «Замысел будущей картины начинается с визуального образа, сочетания пропорций, ритмических соотношений. Я по первому образованию архитектор, и это неистребимо». Действительно, все фильмы Данелии отличаются выразительным видеорядом, четкой сюжетной линией, выверенным соотношением комического и трагического.

Редко случается такое в искусстве, чтобы первое произведение оказалось удачным  и принесло автору заслуженный успех, но именно это случилось с фильмом «Сережа», снятом совместно с Игорем Таланкиным. «Сережа», по признанию критиков, кино «веселое и свободное», в котором мир показан глазами ребенка, получил «Хрустальный глобус» на Международном фестивале в Карловых Варах и, что еще важнее, большой успех у зрителей  разных  стран.

Настоящим культурным событием 60-х стал фильм «Я шагаю по Москве», с  которого в советском кино начался жанр лирической комедии.  Причем это определение – «лирическая комедия» режиссер придумал в разговоре с чиновниками Госкино, которые никак не могли определить жанр фильма – комедия, но не смешная.

Во всех  комедиях Мастера, искрящихся юмором, звучит нотка иронической грусти, грусти от сознания несовершенства этого  прекрасного мира. Подлинный расцвет творчества Георгия Данелия приходится на конец 60-х – начало 70-х годов. В это время на экран выходят такие популярные, по праву вошедшие в Золотой фонд кино фильмы, как «Джентльмены удачи», «Мимино», «Осенний марафон» – фильмы, удостоенные престижных наград международныхкинофестивалей и до сих пор любимые зрителями.

Несколько особняком от них стоит фильм «Афоня» в котором показана драма человека, оторвавшегося от своих деревенских корней, но так и не усвоившего городскую культуру. Сцена в ресторане, показывающая духовный кризис  Афони, его тоскливое веселье «бессмысленное и беспощадное», считается одной из самых страшных в советском кино. Но финал  фильма все-таки светлый, дающий надежду – Георгий Данелия  считал,что нельзя оставлять зрителя без надежды, какой горькой ни казалась бы рассказанная с экрана история.

Один из последних фильмов Мастера – «Кин-дза-дза» – постоянно демонстрируют по ТВ, на него ссылаются журналисты и политологи, аргументируя свои высказывания о той или иной ситуации в современном мире,не потому ли, что фильм одинаково точно описал и советскую и постсоветскую реальность. В последние годы Георгий Данелия мало снимал, зато написал великолепные мемуары «Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьет до дна», «Кот  ушел,а улыбка осталась», подтвердив известную истину, что талантливый человек талантлив во всем.

Своим творчеством Георгий Данелия вписал золотую страницу в историю кино, его фильмы всегда будут находить отклик  в сердцах зрителей.

 

Мимино (комедия, реж. Георгий Данелия, 1977 г.) 

Мимино - по-грузински «сокол». Так называют друзья летчика Валико Мизандари, то и дело попадающего в смешные, грустные, а порой драматические ситуации. Работая в родном горном селении, Мимино перевозит на вертолете почту, фрукты, овец, но он давно мечтает о настоящей большой авиации. Наконец ему удается воплотить свою мечту в жизнь.

 

«Ку! Кин-дза-дза»  (полнометражный фантастический анимационный фильм) 

Начинающий диджей Толик и всемирно известный виолончелист Владимир Чижов встречают на шумной московской улице босого человека. Нажав на кнопку странной машинки, герои перемещаются на пустынную планету Плюк. Анимационный ремейк любимого всеми фильма «Кин-дза-дза!» не менее увлекательно и смешно, чем оригинал, рассказывает о приключениях Толика и дяди Вовы. В этом мире песка жители делятся на две категории – пацаков и чатлан, простая спичка обладает невероятной ценностью, а людей встречают и провожают по цвету штанов.