Культура

День российского кино

Compressed file

27 августа отмечается День российского кино – праздник профессиональных кинематографистов и всех, кто поддерживает и любит российское кино.

Свою историю этот праздник ведет со времен Октябрьской революции 1917 года, когда руководство молодой советской республики, понимая всю важность развития кинематографа, как мощного инструмента пропаганды революционных идей, решило «взять кинематограф в свои руки».

В связи с этим, 27 августа 1919 года был издан Декрет Совета Народных комиссаров (Совнаркома) о национализации кинодела в стране. В  память об этом событии дата 27 августа и стала считаться Днем Советского кино, позднее — Днем кино России, а в настоящее время — Днем российского кино.

С тех пор кинопроизводство претерпело масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного. С самого начала кинофильмам придавали очень большое значение в идеологическом воспитании людей. Всем известна ставшая крылатой фраза  В.И.Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».

 

Интересные факты о российском кино

Первый российский фильм

Первый российский фильм датирован 1908 годом.

Это была лента "Понизовая вольница" режиссера Владимира Ромашкова, премьера которой состоялась 15 октября 1908 года. Сюжет создан по мотивам народной песни о Стеньке Разине "Из-за острова на стрежень". Длится картина всего семь минут.

 Первый цветной фильм

Первый российский цветной фильм вышел на экраны в 1925 году. Это был знаменитый "Броненосец Потемкин" Сергея Эйзенштейна. Он  лично кисточкой на киноплёнке раскрасил флаг, который подняли над кораблём восставшие матросы, в красный цвет. Но это, к сожалению, был единственный цветной кадр в фильме.

Первым же цветным фильмом, снятым на многослойную цветную киноплёнку AGFA, стал фильм о Параде Победы 1945 года.

 Первый кинофестиваль в России

В 1935 году стараниями Эзенштейна состоялся I Международный Московский Кинофестиваль. На нем первую премию взял фильм братьев Васильевых "Чапаев". Кстати, Чапаев, Петька и Анка стали популярными героями множества анекдотов, что свидетельствует о действительно всенародной любви и признании.

Декорации

Первые игровые фильмы в российском и зарубежном кинематографе снимались на фоне довольно примитивных театральных декораций, написанных на холсте. Для сцены это было привычной театральной условностью, на экране те же декорации выглядели безжизненными, резали глаз своей фальшью. И только в конце 1910 года молодой сотрудник Московского художественного театра художник и скульптор Б. Мухин предложил идею - изготовление декораций из щитов с настоящими дверями и окнами, с объемными деталями. Сначала режиссеры встретили это новшество неприязненно и даже открыто саботировали его. Но Мухин все же применил свой замысел на практике, и преимущество его декораций оказалось настолько очевидным, что они нашли широкое применение.

Первый российский фильм ужасов

Первым российским фильмом ужасов считается "Вий" (1909), немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова. До наших дней он не сохранился.

Параллельно с "Вием" Гончаровым был снят ещё один фантастический фильм "В полночь на кладбище", вышедший зимой 1910 года. Таким образом, эти два фильма принято считать первыми фильмами, ознаменовавшими собой появление российской кинофантастики.

Первый советский боевик

"Пираты XX века" – популярный советский фильм, снятый в 1979 году режиссёром Борисом Дуровым. Многие кинокритики называют его "первым советским кинобоевиком". Премьера состоялась в кинотеатрах осенью 1979 года. Лидер проката 1980 года – его посмотрели около 90 миллионов человек, а к 1990 году число посмотревших достигло примерно 120 миллионов. Самый кассовый (по посещаемости) за всю историю советского и российского кинопроката фильм. Впервые в советском фильме было продемонстрировано искусство боя карате.

Первый советский фильм-катастрофа

"Экипаж" – первый советский фильм-катастрофа. Лидер проката в 1980 году – более 70 млн зрителей. Фильм уникален тем, что состоит из двух серий, совершенно разных по жанру, но органично дополняющих друг друга. Первая серия фильма - бытовая мелодрама, вторая – фильм-катастрофа.

 Самый дорогой советский фильм

"Война и мир" – советский художественный фильм 1965-1967 годов, киноэпопея в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории кинематографа.

Самый длинный советский сериал

Самым длинным советским сериалом является эпический телесериал-драма "Вечный зов" по одноименному роману Анатолия Иванова. Фильм демонстрировался в несколько этапов – с 1973 по 1983 год.

"Оскар"

Самую престижную кинонаграду планеты – ежегодную премию "Оскар" Американской академии киноискусств получали такие российские фильмы, как документальный фильм "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" Леонида Варламова и Ильи Копалина в 1942 году. Затем "Оскар" получила картина  "Радуга" Марка Донского (1944), "Война и мир" Сергея Бондарчука (1968), "Дерсу Узала" Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии),  "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова (1980) и "Утомлённые солнцем" Никиты Михалкова в 1994 году.

В 2000 году премия "Оскар" была присуждена российскому режиссеру, художнику-мультипликатору Александру Петрову  за лучший короткометражный мультфильм года "Старик и море", снятый по мотивам Хемингуэя.

Поздравляем с праздником всех кинематографистов

и любителей кино!

 

Юмористический мультипликационный фильм о том, как снимается кино, весь путь фильма с момента рождения сценария и до премьеры